Корсиканское пение, очень похожее на грузинское многоголосие, широко известно во Франции и всей Европе и по-французски именуется «Polyphonie Corse», на самой же Корсике его называют «E Voce» («голос»).
Говорят, что изначально это были просто голосовые сигналы разной тональности, которыми пастухи в горах подавали знак односельчанам или друг другу.
Но есть и другая версия, связанная с тем, что христианство в этих землях утвердилось позже, чем в других европейских странах. После крестовых походов Папа пытался просветить корсиканцев, сооружая храмы и рассылая миссионеров. Однако люди не слишком интересовались проповедью, поэтому духовенство решило привлечь людей в церковь, используя их певческие обычаи.
Считается, что корсиканские народные песни, так же как и другие многоголосные традиции средиземноморья, идут еще с дохристианских времен. К примеру, Геродот описывает существовавший среди островитян обычай «взывать и отвечать».
Французское духовенство, писатели, военные и знать посещали остров перед его присоединением к Франции в 1769 году для изучения местных привычек, с целью облегчить введение французского управления.
«Путешествие на Корсику» аббата Годена (1787) стало самым известным шедевром о корсиканцах и их нравах. Он описывает вендетту, корсиканский обычай мести, и похороны жертвы этого убийства. Также он отмечает, что песни были не только о похоронах, но также о всяких других печалях и о любви.
Французские новеллисты XIX столетия — Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Ги де Мопассан и Александр Дюма, избирая корсиканцев героями своих произведений, опирались на свидетельства Годена и других путешественников.
В частности, Мериме много раз вводит народные песни в свою знаменитую новеллу «Коломба». Перед ее написанием в 1840 году, он посещал Корсику с официальной целью исследования исторических мест, общаясь с островитянами и слушая местный фольклор.
С тех пор появились новые романы, повести и фильмы с участием героев-корсиканцев, но песни в них встречаются не так уж и часто.
С другой стороны, народные песни не были академически изучены, вплоть до 1960-х годов, когда Феликс Куиличи, корсиканский музыковед, начал свое этнографическое исследование полифонии с микрофоном и кассетным магнитофоном.
Его изыскания показали, что на Корсике существовала народная традиция сложной импровизации и что именно мужчины создавали мелодии и тексты.
Самым известным произведением корсиканской полифонии является, конечно же, «Le Diu vi salvi Regina» (Dieu vous sauve Reine), изначально церковного назначения, песня эта стала официальным гимном Корсики с 1735 года.
В данный момент, самыми популярными во Франции и Европе группами корсиканского пения считаются:
- Canta u Populu Corsu
- L’Arcusgi
- Tavagna
- I Chjami Aghjalesi
- I Muvrini
- A Filetta
- Barbara Furtuna
- Voce Ventu
Названия:
Корсиканская полифония
Корсиканское горловое пение
фр. Chant polyphonique corse
корс. A pulifunia Corsa
Здравствуйте Наташа! Не подскажите, где можно послушать это пение сейчас на острове? Мы там будем 5 дней с 5 по 9 Сентября. Заранее спасибо. Ирина
Ирина, смотря где именно вы будете, 6 сентября в Бастии, в eglise Saint Jean Baptiste, это церковь, в 18.30 начало. 5 сентября в церквях Корте, Бонифачо и Гизоначча, 5 сентября в Лиль Рус концерт группы Барбара Фортуна, в общем в ваши даты каждый день большой выбор, проще будет, если вы мне скажете конкретную дату и место 🙂
Необыкновенно прекрасная музыка. Особая прелесть в том, что она живая, натуральная, как сама природа. Была на нескольких живых концертах и даже познакомилась с музыкантами.
Добавлю к списку, если позволите.
I Surghjenti
Diana du l’Alba
Vitalba
L’Attrachju
Svegliu d’Isula
Arapa
I Messageri
Alba
Cirnese (совсем молодое поколение)
И есть особенные любимчики, у них только один альбом, и они почти не дают концертов — Attalla.
Конечно, далеко не полный список.
Голубая мечта — попасть на выступление Сартенского хора под руководством Жана-Поля Полетти…
Спасибо вам за рассказ 🙂
Евгения, полностью согласна, спасибо за отзыв и дополнения!:)
Наталия, спасибо за то, как Вы делитесь Вашей любовью к острову! Многое о нём узнал впервые от Вас.
Очень люблю корсиканскую полифонию. Бывал на концерте Барбара Фуртуна в Бастии и был приятно удивлён высочайшим уровнем мероприятия. Наш сын с друзьями давно и неплохо исполняют эту музыку.)
P. S. Термин «горловое пение» поставлю под сомнение.
Леонид, спасибо! Сомнение принято, обдумаю 🙂