C 1 января 2018 года Корсика имеет особый статус, близкий к автономии — общность Корсика (фр. Collectivité Corse) и более не является одним из департаментов на карте Франции.
Это большая победа для партии националистов и жителей острова, впервые за века остров обрел нечто похожее на независимость и продолжает за нее бороться. Радость корсиканцев легко понять, если хотя бы мельком взглянуть на их историю.
История одного острова
Кто только не завоевывал Корсику за ее длинную историю. Ее отбивали друг у друга, продавали, отдавали за долги практически все основные государства Южной Европы. Первыми ее присвоили древние финикийцы, потом греки загнездились в Алерии, правда ненадолго, пока их не выгнал оттуда Карфаген.
Дальше всё развивалось как в детективном романе. До 237 г. до н. э. остров был совместной колонией карфагенян и этрусков, которые находились в союзе против римлян.
Потом римляне, разумеется, их прогнали. В отличие от своих предшественников, римляне колонизировали весь остров (а не только побережье) и оставили заметный след, в том числе и в виде латыни, впоследствии ставшей основой корсиканского языка.
В 430 году остров завоевали вандалы, в 522 году — Византия, а в 725 — лангобарды, до этого благополучно захватившие северную Италию. В 774 году на остров были введены войска Карла Великого, и он стал частью империи.
При этом всё это время Корсикой активно интересовались арабы, не перестававшие грабить побережье и плевать хотевшие на какую-то там постоянную смену колонизаторов.
В 930 году остров отвоевало Ломбардское герцогство, а в 965 году Оттон II присоединил всё герцогство вместе с Корсикой обратно к империи.
Наконец, в 1077 году Корсика была передана под управление Папы Римского, который передал её в подчинение Пизанской Республике, на тот момент одной из двух (наряду с Генуей) ведущих морских держав в Лигурийском и Тирренском морях.
Генуя тоже выражала претензии на остров, но после пары войн Пизе удалось убедительно доказать свои права, и до 1284 года Корсика находилась под пизанской администрацией.
В 1284 году Пиза потерпела сокрушительное поражение от Генуи и перестала существовать как крупная морская держава. Корсика перешла к Генуе и оставалась под её управлением до XVIII века.
Формально, впрочем, остров находился под управлением Папы Римского, который в 1297 году вместе с Сардинией передал его королю Арагону.
Это привело к длительной войне, которая то обострялась, то ослабевала. Так, в середине XIV века арагонские войска полностью покинули Корсику на 30 лет, а, в 1419 году во владении Генуи оставались только города Кальви и Бонифачо.
Война почти закончилась в 1447 году, когда папа Николай V, сам генуэзец, отдал остров Генуе. От имени Генуэзской республики островом управлял банк святого Георгия, главный кредитор Генуи, и поначалу это всех устраивало.
Банк начал с того, что построил систему укреплений — цитадели в городах и сторожевые башни вдоль берега, но в цитадели не допускали местных жителей и банк постепенно становился непопулярным на острове.
К тому времени во Франции появился влиятельный слой политических эмигрантов с Корсики и Франция начала активно интересоваться Корсикой.
Для начала французы в 1553 году при поддержке союзного турецкого флота заняли остров и оставались там до 1559 года, когда с Генуей был заключён мир, и генуэзцы вернулись на Корсику.
Между тем на Корсике росло недовольство генуэзской администрацией, которая ничего не делала для развития острова (оно и понятно, кому нужна развитая колония), и в 1729 году на острове началось восстание против генуэзцев, которое быстро перешло в партизанскую войну.
В 1755 году генерал Паскаль Паоли провозгласил Корсиканскую республику со столицей в Корте. Флагом её стала так называемая «голова мавра», символ, использовавшийся на острове ещё со времён арагонского завоевания, и оставшийся официальным символом Корсики до наших дней.
Была принята конституция и основан университет. Генуя, сочтя положение безнадёжным, продала в 1768 году права на остров Франции, которая довольно быстро разогнала республику и аннексировала остров.
В XIX и первой половине XX века Корсика была довольно бедной территорией. Попытки построить промышленные предприятия и таким образом поднять экономику не имели особенного успеха, и у населения по большому счёту оставались три возможности — сельское хозяйство, армия и эмиграция.
Эмиграция продолжалась весь XX век и приняла ужасающие размеры — до сих пор на острове живёт меньше людей, чем в 1900 году. С одного только Кап Корс уехало две тысячи человек, треть населения и, в основном, в Венесуэлу, Порто-Рико, Панаму, Алабаму. Люди ехали туда как в сказочное Эльдорадо, чтобы разбогатеть на кофе, какао, сахарном тростнике и многие действительно сделали себе состояния. Так что теперь у миллионов пуэрториканцев есть корсиканские предки.
В армии традиционно было много корсиканцев, и вместе с мобилизацией в 1914 году это привело к огромным потерям населения в Первой Мировой войне, от чего, естественно, экономике лучше не стало.
Более того, за четыре года в окопах корсиканцы хорошо усвоили, что корсиканский язык, на котором в 1900 году говорили 100% населения острова, никому не нужен, а для карьеры надо учить французский.
Это со временем поставило корсиканский язык на грань исчезновения, и в базах данных ЮНЕСКО он до сих пор числится таковым.
Во Вторую Мировую войну Корсика была оккупирована Италией, считавшей её исконно итальянской территорией, и освобождена США раньше, чем вся остальная территория Франции. Заодно американцам удалось установить хоть какой-то порядок и искоренить малярию по всему острову.
Дальше на Корсику вернулась Франция со своей жёсткой политикой, что привело в конце концов к росту корсиканского национализма и террористическим актам.
В 1990-е годы Франции и Корсике удалось договориться, и терроризм закончился. Современная Корсика остаётся сельскохозяйственным регионом, без особо крупной промышленности и без высоких технологий, а на несколько месяцев в году остров наводняют туристы со всей Европы.
Корсиканский язык остаётся второстепенным, но занимает некие устойчивые ниши — так, большинство музыкальных групп поют по-корсикански, а многие указатели вдоль дорог двуязычны. В школах корсиканский язык изучается факультативно.
Поезда и дороги
На Корсике имеются три железнодорожные линии, которые сходятся в городе Понте-Лечча в северной части острова.
Поезда (которые еще называют трамваями) ходят из Бастии в Аяччо через Корте, из Бастии в Кальви, и из Кальви в Аяччо через Корте. В зависимости от участка и сезона, поезда могут ходить два раза в день (в каждую сторону) или раз в пару часов.
Около Бастии и около Аяччо есть не очень частое пригородное сообщение. Кроме того, несколько раз в день поезд проходит из Кальви по короткому участку вдоль побережья на север до Л’Иль-Рус с промежуточными остановками.
В целом, поезд на Корсике — удобный способ избежать проблем с парковкой в городах, но из-за больших интервалов требуется предварительное планирование. Железные дороги Корсики принадлежат не SNCF, как большая часть французских железных дорог, а местной компании Chemins de Fer de la Corse.
Дорожная сеть Корсики достаточно разветвлённая, в центр любой деревни ведёт асфальтированная дорога, хотя иногда узкая и с выбоинами.
Скоростных дорог, за исключением двух небольших участков около Аяччо и Бастии, нет. Основные дороги — то есть приличного качества и более загруженные — ведут из Бастии вдоль восточного берега в Бонифачо, из Бонифачо по берегу в Аяччо, из Аяччо через Корте в Бастию, из Аяччо вдоль западного берега в Кальви, и из Кальви через Сан-Флоран в Бастию.
Даже они проходят через горы и перевалы, и средняя скорость движения там редко превышает 70 км/ч (за исключением дороги вдоль восточного берега, относительно ровной и прямой).
За исключением многополосных дорог, ограничение скорости, как и везде во Франции, 90 км/ч, в населённых пунктах 50 км/ч. На дорогах имеются фиксирующие скорость камеры, правда, частенько они не функционируют, пробитые многочисленными ружейными выстрелами. – На острове очень злые мухи, – обьясняют этот феномен корсиканцы.
Горные дороги обычно узкие, часто в полторы машины шириной, так что, если вы едете по такой дороге, надо отслеживать встречные машины и останавливаться там, где вы сможете разъехаться. Если две машины едут друг за другом, это может оказаться невозможным, старайтесь не вставать слишком близко за идущей впереди машиной.
В центрах больших городов, как правило, бесплатной парковки нет, а платные переполнены. Проще оставить машину вне исторического центра и пройти километр-два пешком.
Что посмотреть
Самое известное место, где можно увидеть памятники неолитической культуры — Филитоза, но несколько десятков менгиров стоят по всему острову, хотя часто и в труднодоступных местах.
Археологические руины в Алерии рассказывают о римском прошлом Корсики, а в Маране около Бастии напоминают о важнейшем городе Корсики в период раннего христианства.
В раннем средневековье побережье Корсики исправно разоряли пираты, поэтому целых зданий того времени не сохранилось, зато от X — XIII веков, когда Корсика подчинялась Пизанской республике, сохранилось сразу несколько церквей, в том числе в Сан-Флоране и Маране.
Самые зрелищные памятники того времени — церковь святого Михаила в Мурато на севере острова и часовня на кладбище в Ареньо в Балани — с древними скульптурами на фасаде и чередующимися слоями белого и чёрного камня, как в континентальной Италии.
В Балани, кроме того, обязателен к посещению природный парк Скандола, в который попасть можно только со стороны моря, чтобы увидеть дельфинов, корсиканских тюленей и редких птиц.
От генуэзского и арагонского периода, продолжавшегося по XVIII век, памятников осталось довольно много. В первую очередь это цитадели в центрах городов: Аяччо, Бонифачо, Порто-Веккьо, Кальви, Альгайола, Сан-Флоран, Бастия и Корте.
Генуэзские сторожевые башни вдоль побережья, которых в своё время построили больше 80-ти, и 65 из них в той или иной степени сохранности стоят до сих пор, а также генуэзские мосты с характерным однопролётным профилем — например, один из них пересекает реку Аско в одноимённой деревне и регионе.
Наконец, XVII век был для Корсики веком барокко — барочную церковь вы найдёте почти в любой деревне.
Относительно крупных городов на Корсике немного, и они скорее напоминают Италию, чем Францию — с разноцветными домами, выходящими на море.
Однако, самое интересное на Корсике — деревни, которые, как в Италии, расположены на вершинах и склонах холмов, так что организованы они не горизонтально, а вертикально.
Длина острова 180 километров, ширина 83 км, а самая высокая гора острова — Монте-Чинто — имеет высоту 2706 м. Практически весь остров покрыт горами, в центре высокими, ближе к берегам переходящими в холмы, которые часто отвесно обрываются в море.
Город Аяччо – столица и центр Южной Корсики, Бастия – бывшая столица и центр севера, Верхней Корсики.
Как добраться
На самолёте
Аэропорт в Аяччо имени Наполеона Бонапарта (Aéroport d’Ajaccio-Napoléon-Bonaparte) — осуществляет регулярные рейсы в Бордо, Лион, Марсель, Ниццу, Париж (аэропорт Шарля де Голля и аэропорт Орли), Тулузу и некоторые другие французские города.
Из Москвы (аэропорт «Домодедово») с 2013 года летом есть чартерные рейсы (раз в 11-12 суток).
Аэропорт Бастия-Поретта (Aéroport international Bastia-Poretta) — рейсы выполняются в основном во Францию.
На корабле
В Бастию и другие порты острова ходят паромы из Франции (Ницца, Тулон) и Италии (Генуя, Савона и Ливорно, а также Сардиния).
В сезон требуется предварительное бронирование. Периодичность и маршруты часто меняются, при планировании следует перепроверять их на сайтах компаний.
CorsicaFerries Sardinia Ferries обслуживает линии:
- Ницца —Л’Иль-Рус, раз в день, дневной (5 часов) или ночной (7 часов)
- Ницца — Аяччо, раз в день, (6:15)
- Ницца — Бастия, два раза в день (дневной и ночной), 5-6 часов
- Тулон — Л’Иль-Рус, в сезон не каждый день, (6:30)
- Тулон — Аяччо, два в день, дневной (6:45) и ночной (8:15)
- Тулон — Бастия, один в день, 11 часов
- Савона — Кальви, один в день, (6:15)
- Савона — Бастия, два в день, дневной (5:30) и ночной (7 часов)
- Ливорно — Бастия, три-четыре в день, 4 часа
Moby Lines обслуживает линии
- Ливорно — Бастия: в сезон один или два парома в день в каждую сторону, в пути 4 часа
- Генуя — Бастия: два парома в день, дневной занимает 6:30, ночной 9:30
- Санта-Тереза-Галлура— Бонифачо: несколько отправлений в день, в пути 50 минут
- В портах Корсики также останавливаются средиземноморские круизные суда.
Нечаянно поставила одну звезду, а хотела пять! Спасибо за статью. Были на Корсике 2 года назад и тоже влюбились в этот остров. Жили в районе пляжа Санта Джулия, ездили в Бонифаччо, на остров Лавези два раза, В Порто Вьеко. Можно сказать, видели только малую часть, но и этого хватило, чтобы понять, что это остров красоты. Хотелось бы еще побывать и объехать вокруг острова. Сразу было понятно, что Корсика и корсиканцы, это не Франция,совсем другой менталитет. Корсиканцы тоже понравились, они без лишних эмоций, но люди хорошие и там совсем безопасно. Подружились с хозяевами наших апартаментов. Они очень удивились, что мы без машины, т.к. все европейцы арендуют машины у аэропорта и потом сами едут в места отдыха, многие уже на протяжении многих лет. Нам потом помогли арендовать машину. Русских там почти нет практически, многие корсиканцы спрашивали, на каком языке мы говорим. Также без знания французского, там было бы очень сложно. Мы много где были, но Корсика оставила самые незабываемые впечатления. Хотели бы туда еще поехать, хотя никогда не ездим в одно место два раза. Буду читать ваш сайт.
Надежда, большое спасибо 🙂 Знаете, тут у нас говорят, что однажды полюбив Корсику, будешь возвращаться к ней всегда, так что…:)