Остров Корсика: рабство и автономия, трамвай и злые мухи.

 C 1 января 2018 года Корсика имеет особый статус, близкий к автономии — общность Корсика (фр. Collectivité Corse) и более не является одним из департаментов на карте Франции.

Это большая победа для партии националистов и жителей острова, впервые за века остров обрел нечто похожее на независимость и продолжает за нее бороться. Радость корсиканцев легко понять, если хотя бы мельком взглянуть на их историю.

Бонифачо

Бонифачо и лестница арагонского короля

История одного острова

Кто только не завоевывал Корсику за ее длинную историю. Ее отбивали друг у друга, продавали, отдавали за долги практически все основные государства Южной Европы. Первыми ее присвоили древние финикийцы, потом греки загнездились в Алерии, правда ненадолго, пока их не выгнал оттуда Карфаген.

Дальше всё развивалось как в детективном романе. До 237 г. до н. э. остров был совместной колонией карфагенян и этрусков, которые находились в союзе против римлян.

Потом римляне, разумеется, их прогнали. В отличие от своих предшественников, римляне колонизировали весь остров (а не только побережье) и оставили заметный след, в том числе и в виде латыни, впоследствии ставшей основой корсиканского языка.

В 430 году остров завоевали вандалы, в 522 году — Византия, а в 725 — лангобарды, до этого благополучно захватившие северную Италию. В 774 году на остров были введены войска Карла Великого, и он стал частью империи.

Генуэзский мост

Генуэзский мост на реке Порто

 

При этом всё это время Корсикой активно интересовались арабы, не перестававшие грабить побережье и плевать хотевшие на какую-то там постоянную смену колонизаторов.

В 930 году остров отвоевало Ломбардское герцогство, а в 965 году Оттон II присоединил всё герцогство вместе с Корсикой обратно к империи.

Наконец, в 1077 году Корсика была передана под управление Папы Римского, который передал её в подчинение Пизанской Республике, на тот момент одной из двух (наряду с Генуей) ведущих морских держав в Лигурийском и Тирренском морях.

Генуя тоже выражала претензии на остров, но после пары войн Пизе удалось убедительно доказать свои права, и до 1284 года Корсика находилась под пизанской администрацией.

В 1284 году Пиза потерпела сокрушительное поражение от Генуи и перестала существовать как крупная морская держава. Корсика перешла к Генуе и оставалась под её управлением до XVIII века.

Формально, впрочем, остров находился под управлением Папы Римского, который в 1297 году вместе с Сардинией передал его королю Арагону.

Это привело к длительной войне, которая то обострялась, то ослабевала. Так, в середине XIV века арагонские войска полностью покинули Корсику на 30 лет, а,  в 1419 году во владении Генуи оставались только города Кальви и Бонифачо.

Генуэзская  башня

Генуэзская сторожевая башня

 

Война почти закончилась в 1447 году, когда папа Николай V, сам генуэзец, отдал остров Генуе. От имени Генуэзской республики островом управлял банк святого Георгия, главный кредитор Генуи, и поначалу это всех устраивало.

Банк начал с того, что построил систему укреплений — цитадели в городах и сторожевые башни вдоль берега, но в цитадели не допускали местных жителей  и банк постепенно становился непопулярным на острове.

К тому времени во Франции появился влиятельный слой политических эмигрантов с Корсики и Франция начала активно интересоваться Корсикой.

Для начала французы в 1553 году при поддержке союзного турецкого флота заняли остров и оставались там до 1559 года, когда с Генуей был заключён мир, и генуэзцы вернулись на Корсику.

Между тем на Корсике  росло недовольство генуэзской администрацией, которая ничего не делала для развития острова (оно и понятно, кому нужна развитая колония), и в 1729 году на острове началось восстание против генуэзцев, которое быстро перешло в партизанскую войну.

Генуэзская башня

Генуэзская башня

В 1755 году генерал Паскаль Паоли провозгласил Корсиканскую республику со столицей в Корте. Флагом её стала так называемая «голова мавра», символ, использовавшийся на острове ещё со времён арагонского завоевания, и оставшийся официальным символом Корсики до наших дней.

Была принята конституция и основан университет. Генуя, сочтя положение безнадёжным, продала в 1768 году права на остров Франции, которая довольно быстро разогнала республику и аннексировала остров. 

В XIX и первой половине XX века Корсика была довольно бедной территорией. Попытки построить промышленные предприятия и таким образом поднять экономику не имели особенного успеха, и у населения по большому счёту оставались три возможности — сельское хозяйство, армия и эмиграция.

Эмиграция продолжалась весь XX век и приняла ужасающие размеры — до сих пор на острове живёт меньше людей, чем в 1900 году. С одного только Кап Корс уехало две тысячи человек, треть населения и, в основном, в Венесуэлу, Порто-Рико, Панаму, Алабаму. Люди ехали туда как в сказочное Эльдорадо, чтобы разбогатеть на кофе, какао, сахарном тростнике и многие действительно сделали себе состояния. Так что теперь у миллионов пуэрториканцев есть корсиканские предки.

В армии традиционно было много корсиканцев, и вместе с мобилизацией в 1914 году это привело к огромным потерям населения в Первой Мировой войне, от чего, естественно, экономике лучше не стало.

Более того, за четыре года в окопах корсиканцы хорошо усвоили, что корсиканский язык, на котором в 1900 году говорили 100% населения острова, никому не нужен, а для карьеры надо учить французский.

Кальви

Кальви

Это со временем поставило корсиканский язык на грань исчезновения, и в базах данных ЮНЕСКО он до сих пор числится таковым.

Во Вторую Мировую войну Корсика была оккупирована Италией, считавшей её исконно итальянской территорией, и освобождена США раньше, чем вся остальная территория Франции. Заодно американцам удалось установить хоть какой-то порядок и искоренить малярию по всему острову.

Дальше на Корсику вернулась Франция со своей жёсткой политикой, что привело в конце концов к росту корсиканского национализма и террористическим актам.

В 1990-е годы Франции и Корсике удалось  договориться, и терроризм закончился. Современная Корсика остаётся сельскохозяйственным регионом, без особо крупной промышленности и без высоких технологий, а на несколько месяцев в году остров наводняют туристы со всей Европы.

Корсиканский язык остаётся второстепенным, но занимает некие устойчивые ниши — так, большинство музыкальных групп поют по-корсикански, а многие указатели вдоль дорог двуязычны. В школах корсиканский язык изучается факультативно.

Поезда и дороги

На Корсике имеются три железнодорожные линии, которые сходятся в городе Понте-Лечча в северной части острова.

Поезда (которые еще называют трамваями) ходят из Бастии в Аяччо через Корте, из Бастии в Кальви, и из Кальви в Аяччо через Корте. В зависимости от участка и сезона, поезда могут ходить два раза в день (в каждую сторону) или раз в пару часов.

Железная дорога Корсики

Путями корсиканского «трамвая»

 

Около Бастии и около Аяччо есть не очень частое пригородное сообщение. Кроме того, несколько раз в день поезд проходит из Кальви по короткому участку вдоль побережья на север до Л’Иль-Рус с промежуточными остановками.

В целом, поезд на Корсике — удобный способ избежать проблем с парковкой в городах, но из-за больших интервалов требуется предварительное планирование. Железные дороги Корсики принадлежат не SNCF, как большая часть французских железных дорог, а местной компании Chemins de Fer de la Corse.

Дорожная сеть Корсики достаточно разветвлённая, в центр любой деревни ведёт асфальтированная дорога, хотя иногда узкая и с выбоинами.

Скоростных дорог, за исключением двух небольших участков около Аяччо и Бастии, нет. Основные дороги — то есть приличного качества и более загруженные — ведут из Бастии вдоль восточного берега в Бонифачо, из Бонифачо по берегу в Аяччо, из Аяччо через Корте в Бастию, из Аяччо вдоль западного берега в Кальви, и из Кальви через Сан-Флоран в Бастию.

Дороги Корсики

Дороги Корсики

 

Даже они проходят через горы и перевалы, и средняя скорость движения там редко превышает 70 км/ч (за исключением дороги вдоль восточного берега, относительно ровной и прямой).

За исключением многополосных дорог, ограничение скорости, как и везде во Франции, 90 км/ч, в населённых пунктах 50 км/ч. На дорогах имеются фиксирующие скорость камеры, правда, частенько они не функционируют, пробитые многочисленными ружейными выстрелами. – На острове очень злые мухи, – обьясняют этот феномен корсиканцы.

Горные дороги обычно узкие, часто в полторы машины шириной, так что, если вы едете по такой дороге, надо отслеживать встречные машины и останавливаться там, где вы сможете разъехаться. Если две машины едут друг за другом, это может оказаться невозможным, старайтесь не вставать слишком близко за идущей впереди машиной.

В центрах больших городов, как правило, бесплатной парковки нет, а платные переполнены. Проще оставить машину вне исторического центра и пройти километр-два пешком.

Что посмотреть

Самое известное место, где можно увидеть памятники неолитической культуры — Филитоза, но несколько десятков менгиров стоят по всему острову, хотя часто и в труднодоступных местах.

Археологические руины в Алерии рассказывают о римском прошлом Корсики, а в Маране около Бастии напоминают о важнейшем городе Корсики в период раннего христианства.

В раннем средневековье побережье Корсики исправно разоряли пираты, поэтому целых зданий того времени не сохранилось, зато от X — XIII веков, когда Корсика подчинялась Пизанской республике, сохранилось сразу несколько церквей, в том числе в Сан-Флоране и Маране.

Самые зрелищные памятники того времени — церковь святого Михаила в Мурато на севере острова и часовня на кладбище в Ареньо в Балани — с древними скульптурами на фасаде и чередующимися слоями белого и чёрного камня, как в континентальной Италии.

Скандола

Скандола

 

В Балани, кроме того, обязателен к посещению природный парк Скандола, в который попасть можно только со стороны моря, чтобы увидеть дельфинов, корсиканских тюленей и редких птиц.

От генуэзского и арагонского периода, продолжавшегося по XVIII век, памятников осталось довольно много. В первую очередь это цитадели в центрах городов: Аяччо, Бонифачо, Порто-Веккьо, Кальви, Альгайола, Сан-Флоран, Бастия и Корте.

Генуэзские сторожевые башни вдоль побережья, которых в своё время построили больше 80-ти, и 65 из них в той или иной степени сохранности стоят до сих пор, а также генуэзские мосты с характерным однопролётным профилем — например, один из них пересекает реку Аско в одноимённой деревне и регионе.

Наконец, XVII век был для Корсики веком барокко — барочную церковь вы найдёте почти в любой деревне.

Относительно крупных городов на Корсике немного, и они скорее напоминают Италию, чем Францию — с разноцветными домами, выходящими на море.

Однако, самое интересное на Корсике  — деревни, которые, как в Италии, расположены на вершинах и склонах холмов, так что организованы они не горизонтально, а вертикально.

Длина острова  180 километров, ширина 83 км, а самая высокая гора острова — Монте-Чинто — имеет высоту 2706 м. Практически весь остров покрыт горами, в центре высокими, ближе к берегам переходящими в холмы, которые часто отвесно обрываются в море.

Город Аяччо – столица и центр Южной Корсики, Бастия – бывшая столица и центр севера, Верхней Корсики.

Как добраться

На самолёте

Аэропорт в Аяччо имени Наполеона Бонапарта (Aéroport d’Ajaccio-Napoléon-Bonaparte) — осуществляет регулярные рейсы в Бордо, Лион, Марсель, Ниццу, Париж (аэропорт Шарля де Голля и аэропорт Орли), Тулузу и некоторые другие французские города.

Из Москвы (аэропорт «Домодедово») с 2013 года летом есть чартерные рейсы (раз в 11-12 суток).

Аэропорт Бастия-Поретта (Aéroport international Bastia-Poretta) — рейсы выполняются в основном во Францию.

На корабле

В Бастию и другие порты острова ходят  паромы из Франции (Ницца, Тулон) и Италии (Генуя, Савона и Ливорно, а также Сардиния).
В сезон требуется предварительное бронирование. Периодичность и маршруты часто меняются, при планировании следует перепроверять их на сайтах компаний.
CorsicaFerries Sardinia Ferries обслуживает линии:

  • Ницца —Л’Иль-Рус, раз в день, дневной (5 часов) или ночной (7 часов)
  • Ницца — Аяччо, раз в день, (6:15)
  • Ницца — Бастия, два раза в день (дневной и ночной), 5-6 часов
  • Тулон — Л’Иль-Рус, в сезон не каждый день, (6:30)
  • Тулон — Аяччо, два в день, дневной (6:45) и ночной (8:15)
  • Тулон — Бастия, один в день, 11 часов
  • Савона — Кальви, один в день, (6:15)
  • Савона — Бастия, два в день, дневной (5:30) и ночной (7 часов)
  • Ливорно — Бастия, три-четыре в день, 4 часа

Moby Lines обслуживает линии

  • Ливорно — Бастия: в сезон один или два парома в день в каждую сторону, в пути 4 часа
  • Генуя — Бастия: два парома в день, дневной занимает 6:30, ночной 9:30
  • Санта-Тереза-Галлура— Бонифачо: несколько отправлений в день, в пути 50 минут
  • В портах Корсики также останавливаются средиземноморские круизные суда.
Отправка
User Review
5 (1 vote)

2 комментария

  1. Надежда 23.07.2020

Оставить комментарий